Полная версия

Беларусь сможет заработать на экспорте продовольствия в азиатские и арабские страны - Ковалев

Экономика 11.08.2017 | 18:19
Во время круглого стола
Во время круглого стола

11 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Беларусь сможет заработать на экспорте продовольствия в азиатские и арабские страны. Такое мнение во время круглого стола "Роль АПК в экономике Беларуси" в пресс-центре БЕЛТА высказал декан экономического факультета БГУ, профессор Михаил Ковалев.

По его мнению, с ростом населения планеты будет расти и потребность в продовольствии. Она и сегодня велика: развивающиеся страны импортируют продовольствия примерно на $0,5 трлн. Поэтому поставленная руководством страны цель к 2020 году экспортировать продуктов питания на $7,5 млрд может быть достигнута в первую очередь за счет диверсификации рынков.

"В качестве примера приведу азиатские страны. Благодаря резкому подъему экономик у них появились деньги. В первую очередь это, конечно, Китай. Страна уже сегодня покупает продовольствия на $170 млрд. Главным экспортным продуктом у нас является молоко, а китайцы только начинают привыкать к молоку и мороженому. В мире уже появилась поговорка: если бы каждый китаец выпивал в день стакан молока, то всего молока в мире не хватило бы. Конечно, для нас этот рынок очень перспективный", - отметил профессор.

Но есть и другие рынки, которые могут быть интересны Беларуси для получения прибыли от реализации продовольствия, продолжил Михаил Ковалев. Так, например, Индия покупает продукты питания на $30 млрд, Малайзия - на $20 млрд. "Второй гигантский рынок по закупкам продовольствия - это арабские страны: Саудовская Аравия - $25 млрд, Объединенные Арабские Эмираты - примерно столько же, Египет - $15 млрд. Хотя Турция и экспортирует свою сельскохозяйственную продукцию, но в то же время много покупает в мире - примерно на $20 млрд. Кроме этого, есть и закупки ООН для голодающего населения. Но там есть тендеры. Надеюсь, со временем мы научимся их выигрывать", - добавил декан экономического факультета.

Как заметил директор Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Александр Шпак, география внешней торговли Беларуси сельскохозяйственной продукцией и продовольствием постоянно расширяется. В 2016 году продажи осуществлялись в 82 страны. Однако основным рынком сбыта остается Россия. Удельный вес третьих стран пока незначительный: европейских государств - около 6%, стран Северной и Южной Америки, Азии, Африки и Океании - менее чем по 1%. Поэтому одной из стратегических целей развития экспорта является его диверсификация.

С 2010 по 2016 год экспорт агропродовольственных товаров Беларуси увеличился в 1,2 раза. Внешнеторговое сальдо в последние годы имеет положительное значение. Его максимальная величина была в 2013 году - $1,6 млрд, когда стоимость продаж на зарубежные рынки достигла $5,8 млрд. Беларусь в основном специализируется на экспорте продукции животного происхождения: доля экспорта в объемах производства по молокопродуктам - более 50%, мясопродуктам - около 30%, в совокупности продукция животноводства составляет более 60% от объема экспорта.-0-

Фермеры в Беларуси производят более 50% овощей и 30% плодов и картофеляФермеры в Беларуси производят более 50% овощей и 30% плодов и картофеля
"Удельный вес фермерства в производстве сельскохозяйственной продукции - 2%. Но если рассматривать отдельные виды сельскохозяйственного производства, то цифры получаются внушительные", - сказал Василий Ядловский.

Все материалы круглого стола "АПК в системе экономики Республики Беларусь: роль и тенденции развития"

Новости рубрики Экономика
Полная версия