Полная версия
Лента новостей
Лариса Истомова

Общество стало более информированным в вопросах трудовой миграции

Интервью 04.02.2018 | 18:04
Лариса Истомова Лариса Истомова Председатель общественного объединения "Клуб Деловых женщин"

В Беларуси 15 лет назад 5 февраля начала работать национальная горячая линия по безопасному выезду и пребыванию за рубежом и противодействию торговле людьми. Линия создана и работает на базе общественного объединения "Клуб Деловых женщин" в Бресте при поддержке Международной организации по миграции. За это время на телефонные номера 8 801 201 5555, (162) 21 88 88, 113 (администрируется совместно с МОО "Гендерные перспективы") поступило 38,5 тыс. обращений. География звонков охватывает более 100 стран. Почти половина обращений связана с вопросами трудоустройства за рубежом. О том, кто и с какими проблемами обращается на горячую линию, о целях и задачах ОО "Клуб Деловых женщин", корреспонденту БЕЛТА рассказала его председатель Лариса Истомова.

- Лариса Николаевна, а вы помните первый звонок на горячую линию?

- Вначале был символический звонок из МВД Беларуси - нас поздравили с началом работы горячей линии. А одной из первых позвонила девушка, которая собиралась замуж за гражданина Гваделупы. Мы взяли паузу и начали с того, что купили атлас мира. Узнали, где находится страна, а также то, что она является бывшей колонией Франции и там действует французское законодательство. Долго выясняли правовые нюансы, совместно с девушкой разбирали ситуацию, чтобы она заключила во всех смыслах законный брак. Профессионализм наших сотрудников рос от звонка к звонку.

- "Клубу Деловых женщин" исполнилось 22 года, а горячей линии по противодействию торговле людьми - 15 лет. Получается, что к ее открытию вы шли 7 лет. Что послужило поводом к этому?

- Мы начинали с нуля, когда о данной проблеме мало говорили, но уже были потерпевшие. Сейчас благодаря информационным, превентивным кампаниям, которые в том числе проводит и наша организация, масштабы этого явления уменьшились в разы. Общество стало более информированным. А тогда было много предложений, когда женщинам обещали хорошо оплачиваемую работу за границей (домашняя прислуга, сбор клубники, лесопосадки), а на самом деле принуждали заниматься проституцией. Вернувшись на родину, они рассказывали жуткие истории, как попадали в бордели. Так мы пришли к тому, что открыли горячую линию, так как очень важно было информировать наших граждан о рисках нелегальной миграции до выезда за рубеж с целью профилактики случаев, связанных с торговлей людьми.

Запомнился случай, который произошел в начале нашей деятельности. В СМИ Гродненской области было размещено объявление о кастинге среди девушек для работы в модельном агентстве за рубежом. Было отобрано около 40 участниц. Там были и несовершеннолетние. Победительницы кастинга должны были выехать в Польшу для прохождения дальнейшего обучения, заключения контрактов и так далее. Родители дали им разрешение на выезд. Лишь одну маму ситуация насторожила, у нее возникли подозрения, и она позвонила нам. Побеседовав с матерью, мы поняли, что там много вопросов. Мы сообщили об этом в правоохранительные органы, и после проверки информация подтвердилась. Организаторы не имели права проводить такой кастинг на территории республики. Из Польши девушек должны были увезти в Италию, где их ждала совсем другая "работа" - оказание сексуальных услуг. Прямо перед выездом преступная группа была задержана. Потом многие родители нам звонили и благодарили.

- С какими вопросами и кто обращается на горячую линию?

- В основном звонят женщины (63% звонков). Почти половина звонков связана с трудоустройством за рубежом (46%). Востребована также информация, связанная с вопросами заключения брака, развода и выезда с целью знакомства с иностранными гражданами (11%). Сложные и кризисные случаи составляют около 16% обращений. В основном они связаны с нарушением прав мигрантов, розыском пострадавших или пропавших за рубежом, торговлей людьми, выявлением фактов вербовки, кражей или утерей документов, предотвращением сексуального насилия. Мы оказываем содействие в возвращении на родину пострадавших от торговли людьми. В этих случаях обычно на горячую линию обращаются родственники. С помощью государственных структур 121 человек был возвращен на родину.

Также сотрудники горячей линии консультируют иностранных граждан, прибывающих в Беларусь, по вопросам въезда, пребывания и социализации на территории нашей страны. За три года поступило 313 обращений граждан из 38 стран.

- Расскажите о сложном или кризисном случае в вашей практике.

- Гражданка Беларуси с двумя детьми уехала в Иорданию к знакомому. Там у них, по-видимому, что-то не сложилось, визы оказались просрочены. Мать с младшим ребенком депортируют за нарушение визового режима, а старшего, которому исполнилось 18 лет, и его паспорт был утерян, из страны не выпустили. Представьте себе, восемнадцатилетний парень остался один в чужой стране, без документов, жилья, денег и работы. Пришлось выходить на МИД, Международную организацию по миграции. Молодому человеку помогли вернуться домой.

- Как менялся характер звонков на горячую линию в течение этих лет?

- Вопросы трудоустройства всегда превалировали. Просто там, где оно нелегальное, существует большой риск стать жертвой обмана. Сейчас сексуальная эксплуатация ушла на второе, а, возможно, даже на третье место - лидирует трудовая эксплуатация. Волнует и проблема сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, в том числе в сети интернет.

Не так давно на горячую линию позвонила несовершеннолетняя из Гомеля. Она находилась в подавленном психологическом состоянии, можно сказать, была на грани срыва. Юная гомельчанка познакомилась с мужчиной через интернет. Каким-то образом он уговорил ее выслать фотографии откровенного характера, потом стал шантажировать, разместил фото в соцсетях. Хорошо, что она обратилась на горячую линию. У нее оказались адекватные родители. Тут уже нужна была помощь взрослых, в том числе правоохранительных органов. И в этой ситуации удалось помочь.

Еще один недавний случай можно назвать типичным. На горячую линию обратился мужчина, который выезжал в Воронежскую область России с целью трудоустройства. Вербовка осуществлялась на территории Брестской области. Он сообщил, что подвергался эксплуатации. Там были очень сложные условия: 12-часовой и более рабочий день, скудная еда, оплаты никакой не было, спали на полу. У работников были изъяты документы. Они обратились в полицию по месту работы. В ту же ночь всех их жестоко избили. Мужчине удалось бежать, хотя его преследовали. По его словам, там оставались еще 40 человек. Мы обратились в правоохранительные органы, и началась работа по возвращению наших граждан на родину. Подключились МИД, МВД, и люди были возвращены.

Исходя из статистики звонков, можно предположить, что в ближайшее время миграционные тенденции, связанные с трудоустройством, не изменятся.

- Что нужно делать и знать, чтобы не стать жертвой обмана или эксплуатации при выезде за границу?

- Очень важно выезжать в страну назначения по той визе, которая соответствует характеру выезда. Т.е, если это трудоустройство, должна быть рабочая виза, обучение - студенческая, заключение брака - виза невесты (жениха). Также важно проверить надежность своего работодателя. Обязательно нужно заключать договор, и желательно это делать дома, на родине. Нужно выезжать по легальным каналам, через фирмы, которые имеют лицензии на право трудоустройства наших граждан за рубежом. Сейчас в интернете размещено много предложений по трудоустройству за границей. Нередко работодатель выставляет условие, что договор будет заключен на месте. В таком случае его нужно подписывать до того, как приступаешь к работе. Это, во-первых.

Во-вторых, нужно собирать доказательную базу, чтобы не было случаев обмана: делать фото-, видеосъемку условий проживания, питания, собирать какие-то документы - пропуска, проездные билеты и так далее. Если права трудящегося мигранта нарушаются, то защитить их проще на территории, где он находится, в стране назначения.

Для выезжающих за рубеж мы рекомендуем иметь обратный билет с открытой датой. Обязательно должна быть копия паспорта, которую нужно хранить отдельно от других документов. Также необходимо иметь возможность обратной связи с родственниками, использовать современные технологии, чтобы своевременно проинформировать их о сложившейся ситуации.

Если учитывать все эти моменты, можно просчитать риск, насколько будет безопасной поездка для гражданина.

- Кто работает на горячей линии? Кто эти специалисты, которые знают ответы на самые сложные вопросы?

- На горячей линии работают 6 человек: это психологи, юристы, социальные работники. Хотела бы отметить, что таких специалистов у нас не выпускает ни один вуз, ни одно учебное заведение. Поэтому мы готовим их самостоятельно. У нас разработаны специальные учебные материалы. Опытные сотрудники (двое уже работают 15 лет - с самого начала открытия горячей линии) являются своего рода менторами.

Кроме этого, мы постоянно повышаем профессиональный уровень при поддержке Международной организации по миграции. Они проводят для нас всевозможные тренинги, организуют поездки за рубеж, встречи с сотрудниками посольств иностранных государств, расположенных на территории Беларуси. Происходит обмен опытом, есть возможность задать сложные вопросы, возникающие в процессе работы.

Наши сотрудники ежегодно сдают квалификационный экзамен в виде тестов. Это своеобразный мониторинг знаний, который дисциплинирует, дает возможность подготовиться, посмотреть новые нормативно-правовые документы. Словом, процесс обучения идет постоянно.

Хочу отметить, что на горячей линии небольшая текучесть кадров. Это нас радует, потому что подготовить новых специалистов сложно. Мы стараемся их удерживать. А им действительно нравится работать, потому что такая работа нужна, и они реально помогают людям.

- Вся информация на горячей линии предоставляется анонимно и бесплатно. А эта работа оплачивается?

- Естественно. Сотрудники получают оплату, потому что на волонтерских началах такую деятельность организовать просто невозможно. Все услуги мы предоставляем на безвозмездной основе, но сами несем затраты - за аренду помещения, расходы связи. Мы работаем за счет проектной деятельности. Нашим донором на протяжении 15 лет является МОМ, они финансируют работу горячей линии.

Хотелось бы отметить мобильных операторов МТС и velcom. Они с удовольствием предоставляют нам какие-то льготы, скидки, что для нас тоже важно.

- Спектр направлений деятельности вашей организации довольно широк: помимо безопасной миграции, это и противодействие домашнему насилию, оказание реинтеграционной помощи пострадавшим, повышение финансовой грамотности. На каком направлении деятельности вы сконцентрируете свои усилия в этом году?

- Планируем продолжать работу по противодействию торговле людьми - это работа горячей линии, оказание помощи пострадавшим. Также есть планы работать с жертвами домашнего насилия, но этот проект пока на стадии переговоров. Нас сейчас очень волнуют и проблемы сексуального насилия в отношении несовершеннолетних в сети интернет. Думаю, мы будем работать над решением всех этих вопросов. Вообще, проблемы, которыми занимается "Клуб Деловых женщин", взаимосвязаны.

Когда наша организация регистрировалась, мы думали, что женщины будут просто общаться, хорошо проводить время. В период становления "Клуба деловых женщин" наши усилия были сосредоточены на проведении благотворительных, экологических акций. Потом мы пришли к пониманию, что для полной самореализации успешным людям нужно не замыкаться только на себе, но еще и оказывать помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Мы наладили взаимодействие с государственными структурами, правоохранительными органами, общественными организациями. Как эксперты вносим свои предложения в изменения законодательства, разработку новых государственных программ. Все это способствует улучшению ситуации в области профилактики, оказания помощи пострадавшим. Словом, совместная работа дает реальные плоды, мы видим результаты своего труда, и это главное.

Светлана ВЕЧОРКО,

БЕЛТА.-0-


Полная версия