Полная версия
Лента новостей
Онлайн-конференция

Либерализация условий ведения бизнеса в строительстве

03.08.2018 | 11:00 - 12:00

С момента принятия пакета документов по либерализации условий ведения бизнеса в Беларуси пересматриваются многие законодательные нормы в строительстве. Цель всех новаций - устранение излишних барьеров и упрощение административных процедур для более динамичного развития отрасли. Как повлияло сокращение требований технических нормативных правовых актов на качество и темпы строительства объектов? Что сделано для упрощения процедуры проведения государственной экспертизы проектной документации и упрощения процесса приемки объектов в эксплуатацию? Изменились ли сроки принятия решений по разрешению на строительство? На эти и другие вопросы ответил эксперт.

Участники:

Артем Юшкевич Начальник главного управления архитектурной, научной и инновационной политики Министерства архитектуры и строительства
КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАВЕРШЕНА

Вопросы конференции

Липинский Андрей Олегович, Минск
День добрый! Когда будет завершена разработка нормативного правового акта о внедрении единой административной процедуры, позволяющей заказчикам при приемке объектов строительства в эксплуатацию получить одно заключение по объекту строительства, заменяющее многочисленные заключения органов государственного надзора (абз.7 подп.9.2 п.9 Декрета №7)? Какие именно предложения были представлены и (или) будут представлены Министерством архитектуры и строительства РБ при (для) разработке указанного НПА?
Юшкевич Артем Владимирович

Минстройархитектуры не единственный орган государственного управления, который является регулятором в этом вопросе. Есть еще и Госстандарт, в ведении которого находится Госстройнадзор. Совместными усилиями мы рассматриваем вопрос внедрения комплексной административной процедуры по выдаче заключения государственных органов при приемке объектов в эксплуатацию. В декрете стояла задача выработать предложения и внести их на рассмотрение главе государства. В настоящее время правительством выработаны такие решения. Они немного отличаются от того, о чем говорит читатель, что это единое заключение. Пока остановились на том, что для каждого объекта будет создан конкретный список государственных органов, которые выдают заключения. Мы упростим эту процедуру и уменьшим количество госорганов. Сейчас для объектов выдаются 12 заключений государственных органов. Мы оптимизируем их численность для каждого объекта, тем самым упростив работы в этой части. Пока о выдаче единого заключения речи не идет, потому что органы государственного строительного надзора не совсем готовы, у них нет необходимых специалистов. Но в дальнейшем этот вопрос будет проработан. На начальной стадии главе государства внесено предложение, чтобы дифференцировать органы, которые будут выдавать заключения для каждого объекта. Процедура пока останется такой же. Ответ от Администрации Президента мы пока не видели, поэтому точно говорить, как будет, пока не можем. Это очень серьезный вопрос, который меняет все подходы к вводу объектов в эксплуатацию и существенно влияет на безопасность объектов. Это серьезный шаг, к которому нужно подойти обдуманно.

Пономаренков Вячеслав, Гродно
Один из важнейших моментов, сдерживающих развитие строительной деятельности, - это длительные сроки принятия решений по разрешению на строительство, производство строительно-монтажных работ. Пересмотрены ли эти сроки?
Юшкевич Артем Владимирович

Изменения начали действовать с 26 февраля 2018 года после вступления в силу декрета №7 "О развитии предпринимательства". Этот декрет содержит нормы прямого действия, и это документ большей юридической силы, чем указы, постановления и др. Поэтому если сейчас в нормативных правовых актах есть расхождения с декретом №7, то нужно руководствоваться нормами декрета. Сейчас Минстройархитектуры и другими госорганами разрабатываются и вносятся в правительство документы, которые приводят нормы законодательства в соответствие с нормами декрета №7.

У нас есть два вида получения разрешений - разрешения на строительно-монтажные работы (разрешение на СМР органов государственного строительного надзора) и разрешительная документация местных исполнительных и распорядительных органов. Подробнее о втором виде. Разрешительную документацию субъект хозяйствования должен получить, чтобы начать строительную деятельность. Строительная деятельность - это проектирование, строительство, изыскательские работы, получение разрешения. В разрешительную документацию входит ряд позиций, которые пакетным принципом должны выдавать субъекту хозяйствования, чтобы он начинал свою деятельность. В отношении этой группы документации упрощены некоторые требования. В частности, не требуется получать разрешительную документацию на выполнение работ по технической модернизации. При этом термин "техническая модернизация" абсолютно новый для белорусского законодательства, он введен впервые, он подразумевает замену или установку нового оборудования, сопутствующие работы, связанные с установкой оборудования: прокладка внутренних коммуникаций, установка каких-либо перегородок, не затрагивающих несущую способность здания, устройство фундаментов под это оборудование. Чем была вызвана необходимость такой нормы, как техническая модернизация? Чтобы существовать в нынешних рыночных условиях, субъектам хозяйствования нужно вовремя адаптировать свою продукцию, быть конкурентоспособными, поэтому нужно модернизироваться, внедрять инновации, новое оборудование для производства конкурентной продукции. Ранее, чтобы субъекту хозяйствования заменить оборудование в производственном цеху либо при обустройстве нового торгового центра, ему нужно было обращаться в исполком и получать разрешительную документацию, в которую входило разрешение исполкома на проектирование и строительство, технические условия и прочие документы. По сути, мы видели, что эти документы не носят серьезного характера и являются, возможно, некоторым административным барьером. Поэтому мы в комплексе рассмотрели эту проблему, внесли такой термин, как техническая модернизация, и четко обозначили, что для него не требуется получение разрешительной документации исполкома, что существенно, на наш взгляд, упростило работу субъектов хозяйствования. Для проведения этих работ требуется только проектная документация. В данном случае она разрабатывается в составе, который определяют заказчик и проектировщик самостоятельно. Т.е. мы и этот вопрос урегулировали, чтобы два субъекта самостоятельно приняли решение. Если это бюджетный проект - проектная документация проходит экспертизу.

Отменена также необходимость получения разрешительной документации для проведения капитального ремонта. Капитальный ремонт - это, как правило, плановое мероприятие, которое с некоторой периодичностью должно повторяться. Разрешительную документацию отменили, потому что мы видели, что она тоже носит достаточно формальный характер. Поскольку при капитальном ремонте не должны затрагиваться несущие конструкции, увеличиваться технико-экономические показатели здания, меняться точки подключения, подвод коммуникаций (это все должно быть в рамках реконструкции), он сейчас проводится без разрешительной документации.

Что касается разрешений на производство строительно-монтажных работ органов государственного строительного надзора, то до вступления в силу декрета №7 у нас действовал разрешительный принцип. Т.е. субъект хозяйствования, имея на руках утвержденную проектную документацию с положительным экспертным заключением, обращался в орган государственного строительного надзора за выдачей разрешения на производство строительно-монтажных работ. Это являлось административной процедурой с определенными сроками и набором документов. Декрет №7 отменил необходимость получения разрешения на строительно-монтажные работы, эта необходимость заменена на уведомительный принцип. Заказчик, имея утвержденную проектную документацию, направляет уведомление в органы государственного строительного надзора, которые принимают его и начинают планировать посещение объекта. Правительством принято положение о порядке направления уведомлений, т.е. законодательно это урегулировано. Все объекты, строительство которых начинается после 26 февраля, работают по такому порядку.

Корр. БЕЛТА
Какие изменения коснулись капитального ремонта жилого фонда?
Юшкевич Артем Владимирович

В отношении капитального ремонта ничего, кроме вышесказанного, не поменялось. Остальные подходы, которые влияют на безопасность, остались те же: должна быть разработана проектная документация, она должна пройти экспертизу, при необходимости нужно уведомление органов госстройнадзора. Другие подходы остались в принципе те же, убрали только, на наш взгляд, лишнее звено, которое существовало в этой цепочке, что помогло ускорить решение вопросов по капитальному ремонту.

Корр. БЕЛТА
Это позволит сократить сроки капитального ремонта?
Юшкевич Артем Владимирович

Предполагаем, что как минимум на срок этой административной процедуры (30 дней) должно сократиться.

Корр. БЕЛТА
А реально они сокращаются?
Юшкевич Артем Владимирович

Сложно говорить об этом. Пока нет серьезного анализа. Возможно, мы проведем его по окончанию года - что было и что стало.

Корр.БЕЛТА
Как сократились сроки на получение разрешительной документации?
Юшкевич Артем Владимирович

Срок административной процедуры по получению разрешительной документации для технической модернизации, капремонта ранее составлял 30 дней, сейчас ее получать не требуется.

Что касается получения разрешения органов госстройнадзора, то эта процедура составляла 5 дней, сейчас она не требуется.

Кащенко Виктор Иванович
Декретом №7 установлено, что техническая модернизация может вестись только на основании проектной документации, при этом не требуется наличие аттестата соответствия заказчика (ранее для выполнения таких работ требовалось и решение исполкома, и прохождение экспертизы, и выполнение других процедур). Насколько это упростило и ускорило процесс внедрения инноваций, работу бизнеса, есть ли конкретные примеры?
Юшкевич Артем Владимирович

Мы не орган, который выдает разрешительную документацию, и мы можем судить только по каким-то обращениям, информации, поступающей от местных органов. Пока мы негативных реакций не видели. Мы видим на примере торговых центров, что это очень хорошо работает, есть положительные отзывы, что не нужно обращаться без лишней нужды в исполком. Сроки для административных процедур сокращаются, бизнес начинает быстрее получать выгоду от объектов. Поэтому негатива нет.

Корр. БЕЛТА
Возникают ли вопросы по поводу качества работ, безопасности?
Юшкевич Артем Владимирович

Изменилось только то, что не нужно ходить в исполком и получать документ, который на безопасность никак не влияет. У нас точно так же, как и ранее, проектная документация должна быть разработана аттестованной организацией, работы должен выполнить аттестованный подрядчик. В декрете №7 прописано, что он базируется на принципах добропорядочности субъектов хозяйствования.

О каких-то нехороших прецедентах мы не слышали и в принципе видим, что пока все достаточно неплохо работает.

Михаил, Пинск
Изменились ли требования к лицам и организациям, осуществляющим технический надзор в строительстве?
Юшкевич Артем Владимирович

Существенных изменений в отношении технического надзора не произошло. Надзор должен осуществляться, так как это связано с безопасностью зданий и сооружений. И мы не можем допустить изменений, которые повлекут угрозу безопасности, жизни и здоровью граждан.

Сохоненко Павел
Планируется ли упрощать техническое нормирование в строительстве?
Юшкевич Артем Владимирович

Техническое нормирование в строительстве - это важнейший вопрос. Все объекты строятся согласно техническим нормативным правовым актам.

Сейчас Министерство проводит серьезнейшую работу, направленную на то, чтобы оптимизировать количество таких документов, оставив только обязательные требования по обеспечению безопасности объектов.

Мы пропускаем через мелкое сито все технические нормативные правовые акты (ТНПА), оставляя только те, которые напрямую влияют на обеспечение безопасности. В 2017 году было переработано 69 ТНПА, в результате из них осталось только 17. В этом году мы планируем пересмотреть 27 ТНПА, сократив их количество до 20.

Таким образом, мы существенно сократим количество технических нормативных правовых актов и больше отдадим на откуп проектировщикам. Чтобы они не были ограничены нормами ТНПА, а могли самостоятельно на основании расчетов, доказательной базы принимать какие-то технические решения. Так мы в некоторой степени развяжем руки проектировщикам, ни в коем случае не упуская основных требований по безопасности.

Загрузить еще
или перейти на страницу
КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАВЕРШЕНА
Пресс-конференция Михаил Портной 24 сентября, 15:00 Новые возможности для развития туристического потенциала Беларуси Пресс-конференция Сергей Дубина,
Андрей Гладкий
13 сентября Новая редакция Правил автомобильных перевозок пассажиров
Круглый стол Игорь Старовойтов,
Виталий Шилов,
Анатолий Дашко,
Елена Манкевич,
Нина Наумович
12 сентября Что и почему нужно менять в Трудовом кодексе
Пресс-конференция Павел Лис,
Рашед Сарвар,
Владимир Карпович
7 сентября Открытие интерактивной выставки "Вселенная интернета" в Национальной библиотеке Беларуси
Онлайн-конференция Наталья Смирнова,
Лилия Кузнецова,
Клавдия Винокур
7 сентября Как помочь ребенку адаптироваться к школе. Прямая линия газеты "7 дней"
Пресс-конференция Владимир Колтович,
Артур Карпович,
Андрей Картун,
Иван Вежновец,
Татьяна Парейко
5 сентября МАРТ: итоги работы и задачи на перспективу
Полная версия