Полная версия

Строительство АЗС в Гродненской области обошлось в 2,7 раза дороже, чем по контракту

Экономика 12.03.2013 | 12:48
12 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Отсутствие контроля и нежелание заказчика экономить привели к тому, что строительство АЗС в Гродненской области обошлось в 2,7 раза дороже, чем оговорено первоначальным контрактом. Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе Комитета государственного контроля Беларуси. Комитетом госконтроля Гродненской области в ходе проверки РУП "Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт" выявлены многочисленные нарушения при строительстве в регионе автозаправочных станций (АЗС), в результате которых вместо Br49,2 млрд. на создание пяти АЗС за прошлый год затрачено Br54,6 млрд. Объекты строились по договорам подряда, заключенным после подрядных торгов, проведенных заказчиком - РУП "Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт". Причем в ряде случаев торги проводились при отсутствии у заказчика проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу и утверждение. Установленный 30-дневный срок между датой размещения информации на сайте "Тендеры" и датой торгов сокращался до 13 дней, что препятствовало конкуренции среди претендентов (в тендерах участвовали 1-2 кандидата), а договоры подряда с победителем - волковысским ОАО "СМТ № 32" - вместо 20 дней заключались лишь через 3-4 месяца после торгов. При наличии строительного проекта цена предложения заказчика и подрядчика по отдельным объектам строительства определялась приблизительно. Договоры подряда по объектам также заключались с определением договорной цены как приблизительной, хотя цена предложения была одним из основных критериев при выборе победителя. Определение приблизительной, а не твердой цены в договорах подряда позволяло заказчику и подрядчику не соблюдать ее и вносить в договоры условия, позволяющие подрядчику предъявлять к оплате, а заказчику оплачивать экономически не подтвержденные затраты при строительстве. В конкурсной документации на проведение торгов по размещению заказа на строительство АЗС в предложенных заказчиком проектах договора подряда изначально включались условия, невыгодные заказчику - государственному предприятию. Например, предусматривалось определение стоимости материалов подрядчиком по договорным ценам вместо средневзвешенных и (или) фактических. Возможность включения в расчеты стоимости выполненных работ стоимости материалов по договорным ценам позволила подрядчику бесконтрольно завышать в 2-3 раза фактическую стоимость материалов при строительстве объектов АЗС. Так, под видом импортного сырья, включаемого в расчет стоимости изготовления одной тонны смеси С-4, подрядчиком использовался отечественный доломитовый щебень, который втрое дешевле украинского гранитного щебня. В итоге при фактически сложившейся за май 2012 года стоимости смеси Br98,1 тыс. за тонну заказчику предъявлялась к оплате смесь стоимостью Br179,4 тыс. за тонну. При этом стоимость смеси оказалась дороже белорусского гранитного щебня (изначально предусмотренного проектом), а также импортного щебня. Завышение подрядчиком цен на материалы (смесь С-4, бетон) только по двум объектам АЗС привело к завышению стоимости строительства на сумму Br423,2 млн., в полном объеме оплаченных заказчиком. Заказчиком не контролировалось исполнение условий договоров подряда, что позволило подрядчику при определении стоимости строительства объектов АЗС рассчитывать стоимость по статье "Эксплуатация машин и механизмов" без применения ресурсно-индексного метода. Из-за таких "расчетов" завышение стоимости строительства только по двум объектам составило Br686,6 млн. Заказчиком также принимались к оплате и оплачивались завышенные подрядчиком транспортные затраты. Всего по трем объектам строительства АЗС выявлено завышение стоимости строительства на сумму Br1317,2 млн., чем причинен вред государственному предприятию в размере Br1487,2 млн. Отсутствие заинтересованности заказчика в эффективном и экономном расходовании денежных средств, низкий контроль за определением стоимости и качеством выполненных работ, ненадлежащая проработка конкурсной документации и договоров подряда, затягивание сроков их заключения привели к серьезному росту стоимости объектов. Материалы проверки направлены в компетентные органы для правовой оценки и принятия мер в соответствии с законодательством.
Присоединяйтесь к БЕЛТА telegramm.png viber.png
Экономика
Полная версия