Полная версия
Вадим Богуш

Новый ректор БГУИР о развитии вуза

Интервью 10.07.2018 | 14:42
Вадим Богуш Вадим Богуш Ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники

К следующему учебному году ведущий вуз страны - Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники - приступит с новым ректором. В конце мая на эту должность был назначен Вадим Богуш, до этого первый заместитель министра образования. Корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у ректора, какой путь дальнейшего развития видит новый руководитель вуза и что должны знать абитуриенты и студенты университета в преддверии нового учебного года.

- Прошло не так много времени с момента назначения, вы уже успели определиться с первоочередными задачами? Какие шаги на новом посту планируете предпринять в ближайшее время?

- Что касается первоочередной задачи, то она связана с проведением вступительной кампании. Это очень важный этап с точки зрения формирования будущего студенческого контингента. От того, как будет организована вся приемная кампания, будет зависеть во многом и то, какие студенты к нам придут, как они впоследствии будут не только учиться, но и становиться профессионалами в такой динамичной сфере, как информационные и коммуникационные технологии.

Кроме этого, на лето запланирована очень большая работа по подготовке к началу учебного года. Это задачи, связанные и с подготовкой материально-технической базы, и с обновлением содержания образования. В БГУИР есть хорошая традиция - мы каждый год обновляем учебные планы по дисциплинам и рабочие программы. Это такая домашняя работа для многих преподавателей: привнести в свой курс последние разработки, как собственные, так и мировые. Таким образом, преподаватели делают свой курс еще на ступеньку более современным.

- Есть что-то, о чем должны знать абитуриенты, студенты в преддверии нового учебного года?

- Эта вступительная кампания проходит по тем же правилам, что и в прошлом году. В принципе у нас ничего не поменялось за исключением того, что мы активно поддерживаем нашу электронную площадку общения с абитуриентами. К моменту приема документов площадка будет содержать всю необходимую информацию.

- Каким образом в БГУИР планируют повышать качество подготовки студентов? Как оцениваете нынешнее положение дел?

- БГУИР всегда отличался высоким уровнем подготовки, и у нас никогда не было сложностей с трудоустройством выпускников. Это обеспечивается хорошей фундаментальной подготовкой и большим блоком практических дисциплин. Они у нас реализуются в очень тесном взаимодействии с заказчиками кадров. В БГУИР уже работают более 50 совместных образовательных структур: образовательные центры, филиалы кафедр, совместные лаборатории. Эти образовательные структуры создаются во взаимодействии с компаниями-резидентами Парка высоких технологий, высокотехнологичными предприятиями, отечественными и международными производителями, которые имеют высокий уровень науки и технологии.

В вузе есть собственные научные разработки, которые не только функционируют в интересах внутреннего рынка университета, но и пользуются успехом за пределами Беларуси. Поэтому если говорить об обеспечении качества подготовки, то это планомерный процесс, который основан, по крайней мере, на двух вещах: систематическом обновлении содержания и тесном взаимодействии с заказчиком кадров.

А изменения в БГУИР происходят всегда. Я недавно встречался со студентами, они спрашивали, что изменится. Я их уверил, что будут прогрессивные, позитивные изменения, прежде всего связанные с совершенствованием взаимодействия преподавателей со студентами. Хотелось бы, чтобы в этой сфере использовался в большей степени цифровой подход. Не буду пока вдаваться в детали, но планируется, что вся документация, которая касается учебного процесса, будет существовать полностью в цифровом виде. Это небыстрое дело: анализ бизнес-процессов, их оптимизация и алгоритмизация, создание платформы и потом уже включение в работу всех пользователей.

Что еще из планов? Сейчас мы собираемся активизировать работу бизнес-инкубатора, который открылся у нас в прошлом году. С 1 сентября запускается в университете проект по внедрению и реализации модели "Университет 3.0". Это также будет комплексный проект, который включит в себя не только корректировку содержания образования. Мы планируем внедрить в учебный процесс знания о способах коммерциализации тех или иных разработок, а также увязать это с развитием инновационной инфраструктуры университета, патентно-изобретательской деятельностью, бизнес-инкубированием, поддержкой стартап-движения молодежи. Это достаточно большой спектр вопросов, по решению которых уже готовится дорожная карта, которую мы начнем реализовывать в следующем учебном году.

- Совсем недавно в СМИ говорилось о кадровом кризисе в вузе. В чем вы видите решение этой проблемы?

- Я не говорил бы о кадровом кризисе и не помню таких публикаций. Я бы говорил о том, какие задачи надо решать по развитию кадрового потенциала. Например, данные, которые у меня есть, говорят, что средний возраст исследователей в университете меньше 40 лет. Да, есть задачи, которые стоят перед нами: как молодых исследователей и их разработки привлечь в преподавательскую деятельность в более короткие сроки. Для этого в вузе есть отработанные решения. В БГУИР есть подходы, которые позволяют доплачивать успешно работающей молодежи, кроме этого, мы их будем развивать, обеспечивать поддержку результативно работающих молодых людей.

- Какие меры стимулирования существуют в университете на данный момент?

- У нас есть возможность выплачивать премии за научно-педагогические результаты, то есть преподаватели, которые готовят учебники, учебные пособия, премируются отдельно за эту работу. Преподаватели, которые публикуют высокорейтинговые научные статьи, тоже премируются. Отдельно нужно выделять поддержку научных руководителей и молодых кандидатов наук, которым выплачивается вознаграждение. Оно дифференцируется в зависимости от того, в какие сроки и с каким качеством подготовлена диссертационная работа. Это тоже своеобразная бонусная система. Человек должен понимать, что, защищая кандидатскую диссертацию, он получает в том числе еще и экономический бонус, если делает это в БГУИР.

- Проводятся ли какие-нибудь мероприятия по улучшению материально-технической базы вуза, по улучшению бытовых условий в общежитиях?

- Летом у нас идут ремонты. База университета достаточно большая. В этом году планируем завершить ремонты по многим поточным аудиториям, особенно это касается четвертого корпуса, который находится на улице Гикало. Эти работы завершатся к 1 сентября для того, чтобы первокурсники (у них обычно большие потоки) по базовым фундаментальным дисциплинам занимались уже в отремонтированных аудиториях.

Второй важный вопрос связан с организацией питания. У нас запланирован ремонт столовой во втором корпусе. В прошлом году было отремонтировано оборудование столовой, сейчас планируется ремонт зала. Так что в новом учебном году студенты будут питаться в более комфортных условиях. Сейчас у нас работает общественный совет по контролю за организацией питания, его качеством. Если говорить об ассортименте, то он достаточно широкий - любой желающий может выбрать себе обед или перекус в необходимом объеме. Однако, как и любой другой процесс, организацию питания нужно поддерживать в оптимальном состоянии.

Третий блок "летних" вопросов - текущие ремонты, связанные со спортивной базой и местами проживания. Здесь мы не планируем каких-то больших строек. Хотим привести все в хорошее состояние для того, чтобы можно было качественно организовать образовательный процесс в следующем учебном году.

- Существует ли в вузе очередь на общежитие, хватает ли всем мест?

- БГУИР активно прирастает по количеству студентов, поэтому мест для проживания требуется больше, и этот вопрос не всегда можно решить на сто процентов. В прошлом учебном году процент обеспеченности иногородних студентов местами в общежитиях составлял более 65%. У нас много талантливых, способных, одаренных студентов, которые приезжают из всех регионов страны. Поэтому есть жилищно-бытовая комиссия, есть правила, по которым места распределяются. Мы поддерживаем тех студентов, которые успешно учатся, активно участвуют в общественной жизни вуза, в научной деятельности. Это стандартная практика для многих университетов.

- Каков уровень ИТ-образования в Беларуси по сравнению с соседями, с остальным миром? Какие вы видите перспективы в дальнейшем?

- Соседи хвалят наше образование, это я могу сказать со слов коллег из России. Успех сферы информационных технологий в Беларуси связывают с тем уровнем образования, который у нас есть. Особенность ИТ-образования заключается в том, что оно является передним краем для высшей школы с точки зрения динамики изменений. Это та сфера, где можно абсолютно прямо и честно говорить о том, что преподаватель совершенствуется вместе со студентом. Именно такой подход, нацеленный на практику, на проработку задач, для которых нет готовых решений, наверное, обуславливает тот уровень подготовки, который есть в БГУИР. Эту методологию мы планируем использовать и дальше. Возможно, в своей деятельности помимо учебных центров будем использовать и современные авторские курсы компаний-резидентов Парка высоких технологий, интегрировать их непосредственно в процесс обучения, подготовки специалистов в нашем университете. Свой вклад должна внести и система стажировок для профессорско-преподавательского состава, который должен каждый год прирастать новыми компетенциями и новыми знаниями. Также не следует забывать о международном сотрудничестве, участии в современных научных проектах. И тогда движение вперед будет основано на развитии собственного потенциала и внедрении эффективных механизмов взаимодействия с партнерами.

Светлана ПЕКАРЬ,

БЕЛТА.-0-


Полная версия